Краткий анализ (проблем в отрасли)

Если говорить о похоронной отрасли как о социальной сфере экономики, то, безусловно, на данный момент она считается высоко-проблемной.
Нынешнее состояние данной сферы услуг, до сих пор характеризуется экспертами как, не соответствующая имеющимся экономическим возможностям такой страны как Россия.
Начиная с реализации Федеральной целевой программы по улучшению ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы, когда были заложены общие принципы.
В 2002-2005 были изданы: Рекомендации Госстроя о порядке похорон и содержанию кладбищ. Появились справочники нормативно правовых актов по ритуальному обслуживанию. 2006 году была разработана концепция государственной политики в сфере ритуальных услуг, в содержании которой отмечалось уже тогда, о том, что “внимание и обеспечение достойного уровня ритуала проводов из жизни своих граждан воспринимается россиянами как истинный индикатор отношений государства к людям при жизни. Поэтому состояние дел в сфере похорон находится в явном противоречии с проводимой социальной политикой в целом».

Однако за столько лет реформ так и остались не решенными следующие проблемы:
Во многих регионах городские и особенно поселковые кладбища находятся как минимум в не удовлетворительном состоянии
На кладбищах и в моргах используется давно изношенное и устаревшее оборудование. Не выделяются средства на их содержания, а где выделяются то уж, весьма недостаточно.
(ОМС), как были не в состоянии финансировать развитие данной отрасли, так и сейчас ничего не изменилось.
В некоторых регионах Р.Ф. (эксперты утверждают, что в каждом шестом) до сих пор не созданы специальные службы, оказывающие ритуальные услуги на государственной основе.
Так же не созданы условия по оказанию ритуальных услуг в рамках социально-гарантийного перечня. А тем, кто желает воспользоваться подобной услугой приходится оформлять более 5-ти документов в разных инстанциях.
Стоимость и размер пособий по выплате компенсаций расходов, разнятся, в том числе и по географическому признаку.
А если взять социально – правовую сторону экономических отношений. Тут, первым, что приходит на ум, так это стоимость услуг по захоронению на безвозмездной основе. К примеру: (1000руб) в 2006 году и 5701 руб. 31 копейка в 2019 год. Что, конечно же, нарушает право граждан на достойное погребение. Да и в значительной мере не покрывает затрат специальных служб по вопросам похоронного дела, где они существуют, и хронически не доплачивается бизнесу там где спец службы не созданы. Так как стоимость минимального пакета услуг с 2016 по 2017 год, по минимальным ценам составлял 12-16 т.р. в зависимости от региона. И повышение стоимости услуг на безвозмездной основе опять запоздало как минимум лет 27.

На данный момент на развитие отрасли, конечно же, пагубно влияет отстающая правовая база.
До сих пор остаются, не отрегулированы или совсем или до конца вопросы:
о правовом статусе земель отведенных под места погребения;
о праве собственности на земельные участки, отведенные под кладбища и другие места погребения; о правовом режиме неоднократного использования земельных участков, под захоронение;
о правах граждан на места захоронения своих родственников;
о последствиях содержания мест захоронения.
о похоронном деле как отдельной отрасли городского хозяйства…
о правовом статусе земель, отведенных под места погребения;

Слабо развита информационная и научные базы похоронного дела.
Отсутствует единая система учета захоронений, в том числе в региональных, да и муниципальных образованиях. Происходит лишь учет выдачи тела моргами и все.
Отсутствует определение мест погребения на случай чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф

В тех районах, где муниципальное регулирование свернуто, наблюдается снижение уровня защищенности граждан от недобросовестных предпринимателей.
До сих пор не выработан механизм взаимодействия между всеми участниками похоронных услуг. ( Федеральными, региональными и (ОМС); (ОМС) и частными похоронными службами, органами ЗАГС, медицинских учреждений, (ОСЗ).) Это является одной из причин процветания коррупции. Так как в теневом сегменте рынка отношения тоже экономические только еще законспирированные. Здесь и сговор, и утечка служебной информации, и не законная торговля данными, а главное большая часть предпринимателей и не малая часть работников разных служб находятся в подобном криминальном сговоре. Все это происходит в гонке за прибылью и с целью наживы, потому как альтернатива на честные экономические отношения просто не выстроена законодательно. А, с этим:
Процветает предпринимательство в моргах.
Прозрачная регламентированная ритуальная система, идет в разрез с интересами участников теневого процесса.
Недобросовестная конкуренция, выдавливает с рынка своих оппонентов, разными способами, в том числе и за счет административного ресурса.
Сильные игроки, как правило, делят и территорию, и предмет своего труда, и теневой капитал. В целом по стране все схоже. За некоторым исключением.

В глубинке, организацией похорон занимаются сами жители либо кооперативы. Но теперь уже появились бригады из центра, которые выезжают не только для того что бы копать могилы но и проводить весь комплексный процесс.
А при наличии областных и районных монополистов, в стране нет федеральных ритуальных компаний. (В России в силу проводимой социальной политики монополистом в данной сфере должно быть государство.)

Данные анкетирования свидетельствуют, что 30% клиентов данной сферы услуг вообще не осведомлены о выделяемых государством дотациях в рамках гарантийного перечня. *
Население не достаточно информировано о своих правах и обязанностях, о нормативно-правовых новациях (если они есть, конечно) в данной сфере.
Также населению не доступны правоустанавливающих документы по созданию и эксплуатации кладбищ. Разве людям не нужно знать и пользоваться ими? (Так как для граждан на законодательном уровне должен быть определен порядок использования местами захоронений.)
Не освещаются особенности и проблемы в развитии ритуальной отрасли местными СМИ (т.е. мы не видим обзоров рынка цен, ни анализа качества работы агентств – на местных уровнях.) Мы слышим лишь о «Ч.П.» в данной сфере, таких как вандализм или криминальные сводки о противоборстве конкурентов.

Несомненно, Российскому рынку, тем более в сфере ритуальных услуг, просто необходима грамотная правовая база.
Однако недостаточность государственного регулирования на данный момент просматривается скорее в пассивности, чем в нехватке тех или иных законодательных актов. Так как хоть законом и не предусмотрен исполнительный орган власти, отвечающий за организацию похоронной деятельности. Все же те законы, что существуют, не только позволяют, но и рекомендуют, а где обязывают и контролировать данную отрасль, и создавать благоприятную почву для ее правого и конкурентно способное развития. А (ОМС) – это основной уровень, на котором осуществляется развитие ритуальной похоронной сферы и ее функционирование.
И, тем не менее, существует немало примеров, когда (ОМС), выделяя места под кладбище, выделяют не пригодные для данных целей участки земли (болотистые, низменные участки) или «географически» не удобные для граждан.
Несовершенство земельного законодательства привело к дефициту земли под кладбища и крематории
Подобные факты пока говорят лишь о том, что данная область национальной культуры, как и прежде, остается на периферии государственных интересов.

В общем, в сфере ритуальных услуг негативных пятен пока остается достаточно. Но легализация данной сферы рынка в ближайшие годы просто неизбежна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню